Народная воительница. Введение

	С детства удивлял факт, что в нашей русской деревеньке 
(где жила родня по материнской линии), расположенной в одном 
из районов Белгородской области России, говорили на диалекте, 
в котором значительная часть слов была украинского происхож-
дения. Причём со временем соотношение количества украинских 
и русских слов почти не менялось, несмотря на “русское окруже-
ние”. Тогда  ещё не знал, что здешнее население – не только это-
го села, но и окрестных – потомки казаков и крестьян, 
сбежавших в 16-17 веках от гнёта польских панов тогдашнего 
мощного европейского государства – Речи Посполитой. 
Впрочем, находили здесь прибежище1 и многие уцелевшие 
повстанцы, после разгрома польскими магнатами очередного 
восстания холопов и казаков.
	И не удивительно, что эту легенду о Полянице2, девушке с 
украинского Полесья, автору поведал один из старожил села, до-
живший до ста лет потомок казаков с приднепровья, неугомон-
ный шутник и рассказчик, двоюродный дед Яков Ильич, или 
просто - дед Яшка...
	Естественно, из дедовой легенды взята суть, главная идея, 
которую автор развил и расширил, согласно своему пониманию 
того периода истории.
	Несмотря на жанр “легенда”, исторический фон повести, 
сущностные события происходившие на землях нынешней Ук-
раины в 17 веке, отображены в соответствии с реальной истори-
ей. Во всяком случае, той, которую автор принимает как досто-
верную4. Ведь известно, трактовок одних и тех же “историй” су-
ществует как минимум несколько, иногда не совпадающих по 
многим “чувствительным” вопросам. 
	Итак, коротко об основных событиях 13-17 веков, развер-
нувшихся на просторах восточной Европы, в частности,  на зем-
лях современной Украины.
---------------------------------------
1Массовые переселения казаков и крестьян на рубеже 16-17 сто-
летий с левобережной Украины в Московское государство, опи-
сывал и украинский историк Грушевский в своём труде 
“Початки Хмельничини”. Переселенцам, как отмечает 
Грушевский, отводились земли для поселения, давались семена и 
деньги на обзаведение домохозяйством. А когда Польша 
требовала их выдачи, московские воеводы отвечали отказом. 
Интересна выдержка из царской инструкции для воеводств, 
пограничных с Польшей: “...черкасов3 добрых, семейных 
записывать на службу и наделять их пахотными землями, 
сеножатиями и всякими выгодами...”

2Поляница – так на Руси называли деву-воительницу, или “се-
верную амазонку”. В былинах поляницы по своей удали и уме-
нию владеть оружием мало в чем уступали богатырям-мужчинам. 
Название «поляница» происходит от слова «полякование».  Так 
называли обычай, когда ищущий чести и славы воин в одиночку 
выезжал в чисто поле и искал там «поединщика» себе под стать. 
Подтверждением победы были головы супротивников, выстав-
ленные напоказ.

3Черкасы – так звали в Московском государстве в 15-18 веках 
жителей приднепровья, в частности, и казаков. 
	
4Автор, в основном, опирался на исторические факты, приведен-
ные в книге Андрея Дикого  “Неизвращённая история Украины-
Руси”. Андрей Иванович Дикий (Занкевич), родился в Россий-
ской империи, в Черниговской губернии в 1893, умер в 1977 в 
Нью-Йорке, США. Русский писатель, белоэмигрант, политиче-
ский деятель и журналист.
-------------------------------------

      В 13 веке в ответ на угрозу порабощения со стороны не-
мецких завоевателей – рыцарей-меченосцев - литовские племена 
объединились, создав своё государство. Однако пресс агрессии 
со стороны запада не ослабевал. Поэтому в 14 веке Великий 
князь литовский Гедимин начинает искать дружбу с 
княжествами юга и юга-востока – остатками Киевской Руси. 
Довольно быстро эти земли без войн вовлекаются в орбиту 
крепнущего Великого княжества Литовского и становятся его 
частью. И здесь историки отмечают высокий уровень культуры 
русских по сравнению с литовцами, в большинстве своём 
язычниками, не имеющими на тот момент даже своей 
письменности. И не удивительно, что в создавшемся Русско-
Литовском государстве, общегосударственными становятся 
древнерусские культура и язык. 
      Со временем новое княжество расширилось почти до Чёр-
ного моря на юге и до Оки на востоке. Сюда вошли и Киев, и вся 
Волынь, и Смоленск, и Брянск. Собственно Литва здесь занимала 
только десятую часть, а остальное – земли и население распав-
шейся Киевской Руси! То есть часть территории нынешней Ук-
раины. Нужно отметить, что тогда не было названия “Украина”, 
а само население считало себя “русским” или, позднее, “малорос-
сийским”. Да и поляки, впоследствии, тоже называли эту часть 
своего королевства “русские земли”, а людей, их населявших, 
“русскими”.
      В дальнейшем ход исторических событий привёл к тому, 
что к концу 14 века, в результате так называемой “Кревской 
унии” 1385 года, Литовское государство объединилось с Поль-
шей в союз, на основе персональной унии5. Литовец Ягайло стал 
одновременно королём Польши и Великим князем Литвы. Есте-
ственно, что в новое объединение вошли и все, ныне 
украинские, земли. Вскоре к Польше была присоединена и 
Червона Русь - Галиция. Таким образом, Кревская уния стала 
важнейшим историческим событием, предопределившим 
дальнейшую судьбу Польши, Литвы, части Руси, и непростую 
участь последней.
      В это же время на востоке набирало силу и расширялось 
православное Великое княжество Московское. Естественно, что 
оно обращало свои взоры на исконно русские земли, заселённые 
тоже православными и захваченными Польшей и Литвой. 
Угрозы со стороны Москвы также поспособствовали созданию 
такого неоднозначного союза поляков и литовцев.
      За власть в новом, Польско-Литовско-Русском, государст-
ве шла постоянная борьба между польскими и литовскими князь-
ями и магнатами6, которая привела к заключению Люблинской 
унии в 1569 году. Она окончательно объединила Польшу с Лит-
вой в новое государство - Речь Посполитую. По этой унии к 
Польше отошли русские княжества юго-востока, переименован-
ные в воеводства. А Литва стала сокращаться до своих первона-
чальных размеров.
      
      После этого акта на восток хлынула польская волна жаж-
дущих “дармового” богатства. На землях нынешней Украины 
они устанавливали, как отмечают историки, “польский 
социальный порядок, известный полным бесправием 
крестьянства и ничем не ограниченным всевластием магнатов и 
шляхты7”. Крестьянин-холоп попал в положение раба, поскольку 
прав не имел никаких. С ним могли сделать всё, что угодно, даже 
убить, не боясь никаких последствий. От него, хлопа, 
требовалось только одно: беспрекословно подчиняться своему 
пану-хозяину и – работать. К этому добавились и гонения на 
православную веру, насильственное окатоличевание c созданием 
пресловутой церковной унии8 (которую простой народ не 
принимал и считал враждебной) и полонизация, то есть 
насаждение всего польского, вплоть до языка. 
------------------------
5Персональная (личная) уния -  объединение двух и более са-
мостоятельных государств в союз с одним главой, который, та-
ким образом, становится главой каждого государства – члена 
союза. В таком союзе сохраняется полная независимость вошед-
ших в него государств.
6Магнат – крупный землевладелец.
7Шляхта – привилегированное сословие в Речи Посполитой. 
8Уния - Брестская уния 1596 года - религиозное объединение, 
основанное на союзе (унии) православной церкви 
западнорусского населения Речи Посполитой с католической на 
условиях признания главенства папы римского и католической 
догматики. При этом сохранялись православные обряды и 
церковно-славянский язык при богослужении.
_____________________

      Вместе с поляками шли и так называемые “арендаторы”, в 
основном, лица еврейского происхождения, их в народе 
прозвали “рендари”.
       
      Нужно сказать, что евреев, которых ещё называли жида-
ми9, в те времена в Европе, как и в Польше, не жаловали. Так для 
них существовали ограничения на место проживания: скажем, 
запрещалось селиться в крупных городах, как Кракове, Вильно, 
Витебске и других. Католическая церковь в Польше, вообще, 
требовала, чтобы евреи, как исповедующие иудаизм, жили от-
дельно от христиан. Урезали евреям права в ремёслах, торговле и 
других видах деятельности. Частенько в городах вспыхивали по-
громы и избиения последних. 
      Поэтому, когда началось заселение и закрепощение поль-
ской шляхтой “пустопорожних” земель, то наиболее активные 
дельцы, в основном еврейского происхождения (но не только: 
были “жаждущие” и других народов), устремились туда, где ещё 
не было никаких ограничений и притеснений. Здесь они и 
нашли свою “нишу”: брали на откуп различные статьи доходов 
магнатов и шляхты (шинки10, мельницы, право рыбной ловли, 
охоты и т.д.), а также земли целиком с крестьянами. После чего 
рендари, получившие полную власть над холопами, выбивали из 
них доход не только для панов-хозяев, но и себя не обижали. Так  
крестьяне оказались под двойным гнётом.
      Нужно отметить, что евреи занимались не только арендой, 
но и разнообразными ремёслами, всяческой коммерцией и рос-
товщичеством. Иногда шляхтич сдавал в аренду поместье с холо-
пами и всякими правами - например, на охоту, рыбную ловлю - 
как откуп за долги ростовщику.
      Насколько бесправны были простой казак и крестьянин, 
отразилось и в народных сказаниях-думах. “Котрый бы то казак 
схотив рыбы наловытиы, жинку свою с дитьмы накормыты. То 
не йде до попа благословитыся, да пиде до жида-рендаря, да 
поступы йому часть оддати, щоб позволыв на ричци рыбу 
наловиты, жинку з дитьмы покормыты...” 
      Когда кончалось народное терпение и выливалось в сти-
хийные восстания, то повстанцы беспощадно, иногда с изощрён-
ной жестокостью, присущей тому веку, уничтожали и панов-
ляхов, и католиков, и униатов, и рендарей.

--------------
9Жид - это исконный общеславянский этнический термин, кото-
рый издревле используется во всех славянских языках для обо-
значения лиц иудейского вероисповедания. То есть жидами явля-
лись не только евреи. К тому же, не все евреи были иудеями, не-
которые принимали и христианскую веру, и мусульманскую. 
Есть факты, когда становились евреи и казаками, принимая веру 
православную. Активно занимались коммерцией: обеспечивали 
казаков провиантом, оружием, порохом; ходили с ними в 
походы, занимаясь снабжением, скупая “добычу” и тому 
подобное.

10Шинок – пивное заведение, кабак.
---------
      Естественно, касаясь того периода, нельзя не осветить, хо-
тя бы вкратце, историю казачества, сыгравшего важную роль в 
ключевых событиях образовавшейся Речи Посполитой.
      После монголо-татарского нашествия  и разорения Киев-
ской Руси в 13 веке, земли к югу и юго-востоку от Киева, по обо-
им берегам Днепра почти опустели. Редкие выжившие поселения 
постоянно подвергались опустошительным набегам турок и 
крымских татар, как части распавшейся Орды. В 14 веке эти зем-
ли, как уже отмечалось, присоединило к себе Великое Литовское 
княжество. Но оно было не в силах обеспечить надёжную охрану 
неспокойных юго-восточных границ.
      И вот в эти, относительно “свободные”, края стали сте-
каться люди как с литовской (русской) стороны, так и татарской, 
собираясь в вооружённые группы-отряды. В большинстве своём 
они занимались не столько мирным трудом, сколько грабежом 
всех, кто попадался под руку: купцов, обозов, крестьян и иных. 
Их назвали казаками.
      В 15 веке, из-за усиления польско-католического гнёта в 
образовавшемся Польско-Литовском государстве, в эти места 
стали убегать наиболее активные, свободолюбивые 
православные крестьяне. Уходили целыми семьями, 
образовывали поселения и занимались привычными для себя 
делами: земледелием, охотой, рыболовством, бортничеством11 и 
ремёслами. Естественно, они стали подвергаться нападениям как 
татар из Крыма, так и местных “казаков”. Мириться и сгибаться 
не стали, а начали вооружаться, объединяться и успешно 
отражать набеги врагов. Разогнав шайки грабителей, отбросив 
татар на юг, они налаживают мирную жизнь. Сами себя вскоре 
стали называть тоже казаками.
      Росло, развивалось и укреплялось казачество в постоянной 
борьбе с татарами и турками, превратившись к 16 веку в грозную 
военную силу. Очередное усиление к концу 16 века гнёта кресть-
ян со стороны католиков, шляхты и магнатов, вызвало новый по-
ток православных беженцев, которые образовали вниз по 
Днепру, за порогами, своеобразную казацкую мини державу - 
“Запорожскую Сечь”. Она очень быстро стала лидером 
казачества, благодаря  жёсткой военной организации, со 
своеобразной демократией в вопросах выборности 
предводителей-атаманов и органов управления. 
      Летописец того времени писал: “...Сечь постепенно стано-
вилась прибежищем и центром для каждого, кому была не выно-
сима жизнь на родине, для всех обиженных, которые переселя-
лись туда с жаждой мести...” Сечь никакую внешнюю власть не 
признавала, а её главными врагами были: “басурмане” – турки и 
татары, а также католики, шляхта и униаты. Запорожцы являлись 
зачинщиками многих восстаний против гнёта крестьян и казаков 
в Речи Посполитой. 
      Власти последней постоянно пытались приручить “непо-
корное племя”. Иногда им это удавалось. Так, отметились казаки 
и службой королю Речи Посполитой в качестве реестровых12, то 
есть поставленных на государственный учёт и королевскую 
службу. В составе войска польского, несколько раз ходили в по-
ходы на Москву, убивали своих же, православных. Частенько, в 
силу  военных обстоятельств, кратковременно объединялись в 
баталиях и со своими извечными врагами турками и крымским 
ханом. 
      Однако именно они, в лице гетмана Богдана Хмельницко-
го13, возглавили освободительную борьбу в 17 веке и процесс 
вхождения “войска запорожского” и его земель в состав Москов-
ского государства. Непростая, иногда драматичная, история 
взаимоотношений запорожцев с московскими царями и импера-
торами (со времён Петра Первого) имела важную веху в конце 18 
века при Екатерине Великой: за заслуги в Русско-Турецкой 
войне 1787-1792 годов им была выделана территория для 
поселения на Кубани... 
-----------------
11Бортничество – или бортевое пчеловодство, когда пчёлы 
живут в дуплах деревьев.

12Реестровые казаки, или приписные, - часть казаков Поднеп-
ровья, принятых Польшей на государственную военную службу 
для организации обороны южных границ польско-литовского 
государства и выполнения полицейских функций (в Речи 
Посполитой, прежде всего, против остальных казаков).

13Богдан Хмельницкий (1596-1657) – гетман войска Запорож-
ского, политический и государственный деятель казачества. 
Предводитель восстания, в результате которого Запорожская 
Сечь, Левобережье Днепра, а также Киев окончательно отсоеди-
нились от Речи Посполитой и вошли в состав Русского государ-
ства.
----------------
Возврат к оглавлению
Пролог.
ПлохоСлабоватоСреднеХорошоОтлично! (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий (чтобы Вам ответили, укажите свой email)

Ваш адрес email не будет опубликован.

 символов осталось